15 марта '12

Рынок 3D TV столкнулся с трудностями

Быстрое развитие 3D TV, появление разнообразных кабельных и спутниковых 3D каналов является одной из современных тенденций телекоммуникационных западных рынков. Тенденция проявляется и в России, однако, с некоторым опозданием. Среди актуальных вопросов сектора 3D – перспектива сохранения позиций на рынке и массовое внедрение технологии. На сегодняшний день прогнозы о том, что 3D TV одержит верх над HD так и не подтвердились. Главным вопросом рынка является дилемма о том, что должно подтолкнуть распространение технологии появление 3D - контента или производство и внедрение соответствующего оборудования.
Среди очевидных проблем, тормозящих развитие 3D TV – недостаток 3D-контента и соответствующей аппаратуры, перенасыщенность рынка, экономический разрыв между 2D и 3D, неавтоматизированность технологического процесса. В частности такие проблемы особенно очевидны на российском рынке. Развитие рынка 3D-видео во многом зависит от доступности цены и удобства в домашнем использовании, в частности уживаться с DVD- или Blu-ray- плеерами и т.п. Есть мнение, что наиболее логичным решением на сегодняшний день для производителей оборудования является ориентация на игровой сегмент рынка – производство игр, аудитория которых готова и отслеживает все новинки рынка.
В экспертной среде высказываются сомнения относительно того, является ли 3D TV современным трендом или рынок уже пошел дальше. Так, например, эксперты отмечают заметный рост интереса к интернет-телевидению. Отмечается, тем не менее, достаточно успешный прокат 3D фильмов, положительные результаты пробного запуска платных 3D ТВ каналов, что подпитывает ожидания вещателей на коммерческий успех 3D ТВ. Среди нерешенных проблем эксперты отмечают повышенную нагрузку на глаза, что препятствует длительному просмотру 3D TV и является неблагоприятным моментом для рекламодателей.
Эксперты самой заинтересованной стороной в 3D-контенте считают телевещателей, которые благодаря спросу на домашнее 3D получают шанс вернуть себе часть аудитории, которая с развитием ШПД отказалась от телевизора в пользу бесплатных (и коммерческих) веб-сервисов. Кроме того, от популярности 3D-каналов зависит интерес рекламодателей. Аналитики ставят вопрос о возможности совмещения трехмерного ТВ в полосах наземного ТВ вещания и необходимости расширения спектра, распределенного для радиовещания. Есть мнение, что с ростом объемов 3D-контента, 3DTV может успешно интегрироваться в общий поток телевещания, и позволить телевидению сохранить свои позиции в конкурентной борьбе с интернет-сервисам в ближайшие несколько лет. Также развитие 3DTV, по мнению экспертов, предполагает неизбежность полного перехода на цифровое вещание, что поможет сделать ТВ общедоступным. Эксперты прогнозируют, что первое поколение трехмерного ТВ появится на базе многопроекционного автостереоскопического дисплея и позволит смотреть объемные передачи без специальных очков, тогда, по их мнению, и наступит время приобретать 3D телевизоры. Что касается быстрых темпов развития 3D TV в развитых государствах, то они представляются профессионалам вполне прогнозируемыми. Развитие и внедрение новых технология в США и некоторых европейских странах, например в Великобритании, обусловлено высоким уровенем жизни и соответствующими доходами населения, а также доступностью кредитных программ. Эксперты отрасли прогнозируют, что полноценный коммерческий запуска 3D телевидения произойдет не раньше, чем через 4-5 лет, при том что уже в ближайшие 2-3 года прогнозируется существенно более широкое распространение, в том числе, и на российском рынке. На сегодняшний день технология малодоступна по цене - расходы на поддержание 3D технологий как минимум в 5-10 раз выше, чем обычного двумерного телевидения.
Капзатраты в мире в целом по данной отрасли оцениваются в десятки миллиардов долларов. В России, по мнению аналитиков, технология получит развитие с опозданием в 1,5-2 года, и стоить будет еще выше, чем на Западе. Интересно, что аналитики говорят о том, в отдаленной перспективе российское 3D TV может оказаться в более благоприятных условиях, чем европейское или американское - при условии, что основным каналом его вещания станет IPTV.
 


Эксклюзивные комментарии:

Юлия Волкова, заместитель начальника
АНО «Центр анализа электромагнитной совместимости»

«Сегодня многие хотели бы понять, является ли 3D ТВ модной тенденцией, которая скоро сменится, как меняются коллекции одежды, или трехмерное телевидение обосновалось в наших домах всерьез и надолго. В ХХ веке идея трехмерного ТВ посещала воображение специалистов отрасли примерно раз в четверть века. Быть может, теперь все сложится иначе? Надежда вещателей на коммерческий успех 3D ТВ подпитывается удачным прокатом 3D кинолент и отчетами о положительном результате опытного внедрения платных 3D ТВ каналов. Однако на фоне здравиц во славу 3D неплохо вспомнить о нерешенных проблемах «утомляемости глаз» из-за того, что трехмерная камера использует для формирования картинки иные компоненты видеосигнала, чем естественное зрение. Вряд ли такой утомительный просмотр позволит зрителям проводить перед экраном много времени, что в свою очередь придется не по вкусу рекламодателям. Далее, трехмерные каналы потребуют более широкого спектра, и если внедрение 3D ТВ - дело уже завтрашнего дня, то необходимо определиться с тем, уместится ли трехмерное ТВ в полосах наземного ТВ вещания, или пора ставить вопрос о расширении спектра, распределенного для радиовещания. Можно представить себе — хотя и не слишком определенно — два или три будущих поколения трехмерного ТВ. Первое из них родится на базе многопроекционного автостереоскопического дисплея и позволит смотреть объемные передачи без специальных очков. Вот тогда-то и наступит время приобретать 3D телевизоры».



Василий Копосов, аналитик департамента инвестиционного моделирования
ИК «Энергокапитал»

«Не выглядят неожиданными быстрые темпы развития 3D TV в развитых государствах. Традиционно в США и некоторых европейских странах технические новинки приживаются быстро. Высокие реально располагаемые доходы населения и развитые кредитные программы позволяют рынку оперативно реагировать на все новые гаджеты, что и сопутствует развитию сопутствующих услуг, к коим мы относим 3D TV. В России же едва ли в обозримом будущем можно будет говорить о массовом внедрении 3D каналов».



Эльдар Вагабов, аналитик
Фонд Благосостояние

«В принципе, технология трехмерного телевидения не нова, и то, что сейчас в мире все чаще говорят о коммерческом использовании 3D телеканалов, вполне логично. Также логично и то, что подобные технологии появляются в развитых странах, таких как, например, США и Великобритания. Это связано как с высокой стоимостью оборудования, необходимого для просмотра этих каналов, так и дороговизной контента. Поэтому можно сказать, что пока что подобное телевидение занимает нишевые позиции на рынке, где доминирует обычное 2D телевидение. Если рассуждать о возможных сроках полноценного коммерческого запуска 3D телевидения, то мне представляется это возможным не раньше, чем через 4-5 лет, когда население действительно "созреет", и технологии станут более доступными по цене, причем не номинально, а в разы (сейчас расходы на поддержание 3D технологий как минимум в 5-10 раз выше, чем обычного двумерного телевидения) Как мне представляется, то стоимость капиталовложений в мире в целом по данной отрасли может составлять десятки миллиардов долларов, что, в принципе, сопоставимо со стоимостью сетей 4 поколения в телефонии. Проектируя возможные сценарии развития событий с 3D телевидением на Россию, можно предположить, что у нас оно появится с опозданием в 1,5-2 года, и стоить будет еще выше, чем на Западе, причем разница в стоимости, наверняка, сохранится и по мере становления подобного телевидения более распространенным и повседневным явлением».



Сергей Михайлин, руководитель пресс-службы
ООО «Сумма Телеком»

«На популяризацию 3D-кино рынок закономерно ответил всплеском интереса к 3D-видео в целом: потребители «распробовали» трехмерное изображение, и хотят получать его дома. Спрос поддерживается и проникновением доступных 3D-телевизоров с качеством изображения намного выше, чем у анаглифной технологии (красно-синие очки), которая еще четыре-пять лет назад безоговорочно лидировала на рынке домашнего 3D. Зато предложение еще только формируется. Самая заинтересованная в 3D-контенте сторона - телевещатели. Спрос на домашнее 3D может позволить им вернуть себе часть аудитории, которая с развитием ШПД отказалась от телевизора в пользу бесплатных (и коммерческих) веб-сервисов. Кроме того, возможность демонстрировать телезрителям 3D-изображение имеет шанс стать эффективным и востребованным рекламным инструментом: это сулит 3D-вещателям прямую выгоду от внедрения новой технологии. Все же, вывод на рынок 3D-телевещания - процесс достаточно долгий и затратный. В выигрыше - каналы, основную долю ротации которых занимают собственные шоу и фильмы на стадии съемки. По себестоимости производства 3D-контент такого рода ненамного дороже обычного. Разница составляет едва ли больше 10%, и зависит исключительно от цены на 3D-камеры или специальную оптику для 2D-оборудования. Финансовые затраты на работу на площадке, монтаж и постпроцессинг к формату не привязаны, временные - отличаются незначительно. Соответственно, переход от «живого» 2D контента к «живому» 3D может происходить постепенно, по мере съемки новых выпусков. Напротив, каналы, ротирующие приобретенный контент и повторы уже отснятых программ, оказываются в сложной ситуации: конвертация 2D в 3D по стоимости и временными затратами сопоставима с колоризацией черно-белых фильмов. Не менее сложный вопрос - организация доставки контента телезрителю. Вывод всего 3D-вещания в отдельный канал относительно прост технологически, но вряд ли оправдан как способ вещания. Основным потребителем аналогичного формата HD-каналов, как правило, являются публичные заведения, а ждать спроса на 3D среди баров пока не приходится - объем на современных 3D-экранах виден либо через индивидуальные очки, либо, как в случае с автостереоскопическими дисплеями, только с определённого числа точек обзора. Сосуществование HD и 3D в рамках одного телеканала намного практичнее. Главная задача тут - обеспечить бесшовное переключение между стандартами, и гарантировать доступ к каналу владельцам как 2D-, так и 3D-телевизоров. Оптимальное решение этой проблемы - IPTV или цифровое КТВ. Говорить о перспективах развития российского 3DTV пока не время. Один телеканал такого формата в нашей стране уже работает (3D by Panasonic в HD-пакете НТВ+), но он служит скорее proof-of-concept, чем каналом продажи и доставки контента. Чтобы услуга действительно стартовала, необходима критическая масса клиентов, готовых ее получить - а темпы продаж 3D-телевизоров в России пока невысоки. При этом, в более отдаленной перспективе российское 3D-телевидение имеет шанс оказаться в более благоприятных условиях, чем европейское или американское - при условии, что основным каналом его вещания станет IPTV. На российском рынке фиксированного доступа исторически доминирует технология FTTB, по которой работает «Сумма Телеком». FTTB обеспечивает скорость соединения до 100 МБит\с на абонента, и стабильные условия связи. Благодаря этому, внедрение 3D-каналов в сетку вещания IPTV не потребует модернизации сетей - пропускной способности FTTB-подключения с лихвой хватит и на интернет, и на телевидение, а в случае использования программного плеера для просмотра ТВ через компьютер, не понадобится и стимулировать потенциальных зрителей к покупке дорогой ТВ-приставки. По мере роста объемов 3D-контента, 3DTV может успешно интегрироваться в общий поток телевещания, и позволить телевидению сохранить свои позиции в конкурентной борьбе с интернет-сервисам в ближайшие несколько лет. Более того, неизбежный с развитием 3DTV полный переход на цифровое вещание поможет сделать ТВ действительно общедоступным».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов