5 декабря '11

Время собирать камни


Юлия Волкова

АНО «Центр электромагнитной совместимости», заместитель начальника

 «Скартел» в обмен на доступ к своей LTE-сети получил доступ к инфраструктуре «Ростелекома» и «Мегафона»

История человеческого общества развивается по спирали, как-то незаметно и порой неожиданно меняя вектор основного направления приложения усилий. В начале 1990-х годов центробежные тенденции рушили федеративные государства. Большие страны распадались на более мелкие, и каждая из новоявленных самостоятельных республик искало полной и абсолютной независимости от всего и от всех. На рубеже веков диалектическая спираль развития, по всей видимости, вышла на новый виток, в результате чего начали действовать силы центростремительные. Поэтому сегодня все те же «отделившиеся» и «неприсоединившиеся» страны опять хотят объединяться. И все те, кто, говоря словами президента России тех лет «взял суверенитета столько, сколько смог унести», изо всех сил рвутся под знамена Евросоюза или ВТО.
Если транспонировать эту ситуацию на российский телекоммуникационный рынок, то можно заметить почти аналогичные тенденции. Причем почти в те же годы. Помнится в далеких 1990-х в каждой отдельно взятой области нашей необъятной Родины строилась своя собственная сотовая сеть. И были тогда у нас и «Сотовая связь Удмуртии», и «Ростовский сотовый телефон» и «Нижегородская СотоваяСвязь», был даже такой уникальный оператор, который предоставлял услуги GSM на отдельно взятом нефтяном месторождении. Сегодня такого паноптикума уже не встретишь….
 
Отыщи всему начало, и ты многое поймешь…
 
Знаете ли вы, что в утвержденной в 1994 году «Концепции развития в России систем сотовой подвижной связи общего пользования на период до 2010 года» было сказано, что «С учетом возможностей по использованию радиочастотного спектра Министерством связи РФ принято решение, что на конкретной территории может работать по одному оператору каждой из федеральных сетей GSM и NMT-450, и соответственно может быть выдано по одной лицензии». А дальше еще интереснее «Предполагается, что к 2010 году эти две федеральные сети смогут полностью удовлетворить потребность российских пользователей в современных услугах СПР-ОП (сотовой подвижной радиосвязи общего пользования). При этом, ожидается, что к 2010 году в России процент охвата населения услугами сетей СПР-ОП составит не менее 2 процентов (то есть 2 радиотелефона на 100 жителей)».

 


Стремление любой ценой получить спектр для 4G мешает взглянуть на вещи здраво и увидеть, что ни в одной стране мира еще не выдавали лицензий LTE на отдельно взятую провинцию, штат или другую административно-территориальную единицу географического пространства

 
 Сейчас уже мало кто вспоминает страсти, кипевшие в начале 1990-х годов вокруг определения «наиболее перспективного» стандарта сотовой связи. Участники рабочей группы до сих пор рассказывают студентам о том, как принятое на коллегии Минсвязи решение о внедрении в стране цифрового и действительно перспективного стандарта GSM в итоговом документе вдруг оказалось дополненным уже и на тот момент практически устаревшим аналоговым NMT-450. Тогдашние решения могут показаться сегодня смешными и наивными, но кто же мог предвидеть, что вопреки прогнозам «экспертных советов» и маститых ученых от электросвязи, степень проникновения сотовой связи к 2010 году превысит предсказанные тогда цифры на порядки, а число операторов никак не будет совпадать с постулатами утвержденной Министерством «концепции».
 
О сослагательных наклонениях
 
Но увеличилось это число операторов вовсе не за счет появления на каждой территории еще одной-двух мелкопоместных компаний. А за счет того, что в какой-то момент рынок осознал, что действительно федеральную систему невозможно строить из разномастных сетей и сеточек, каждая из которых имеет свои правила работы и свои тарифы, свое оборудование и свое руководство. Поэтому совершенно логично, что операторы стали объединять сети. И время подтвердило правильность этого решения в тот момент, когда мы вплотную приблизились к этапу строительства сотовых сетей третьего поколения. Сетей, которые даже по своей изначальной задумке должны были стать всемирными.
Мне, как инженеру радиосвязи по образованию, даже трудно вообразить себе, как бы развивалась ситуация, если бы регулятор, вопреки прогрессу, продолжал свято чтить положения собственной «Концепции». Представить себе сети 3G «областного разлива» также невозможно, как осознать бесконечность Вселенной.

 


Конвергентные процессы необратимы и постепенно стирают границы между различными радиослужбами, и не за горами то время, когда  сигналы, несущие  информацию различных радиослужб сольются в единый информационный поток, передаваемый при помощи единой платформы по единой инфраструктуре

 
Равно, как непонятны мне и нынешние предложения Ассоциации региональных операторов связи – выдать лицензии LTE не четырем (как сказано в распоряжении Правительства РФ №57-Р от января текущего года), а шести операторам, и даже – что еще удивительнее - разделить один из лотов по областям – тем самым давая возможность выиграть конкурс региональным компаниям. Почему-то сразу вспоминается, как в тех же 90-х вдруг по областному принципу разделились железные дороги. И для того, чтобы доехать из Москвы до, например, Владимира, надо было в какой-то точке пространства пересаживаться с одной пригородной электрички на другую, просто потому, что владельцы не могла договориться о том, как делить деньги за билеты. Так вот, выдвигаемое «региональщиками» требование «разбить» частотные лоты для LTEпо регионам равносильно тому, что заставлять пассажира поезда «Москва-Хабаровск» на стыке разных отделений железных дорог с чемоданами и вещами выходить из одного поезда и ждать другого, чтобы проехать следующий отрезок своего неблизкого пути.
 
И это все о конвергенции
 
LTE- стандарт глобальный. Стандарт, предполагающий мобильную передачу таких объемов информации, которые и не снились всем его предшественникам. Поэтому соединение усилий операторов выглядит вполне оправданно. Здесь нет ничего неожиданного, эту тенденцию можно было проследить довольно давно. Практически с того момента, когда сети связи четвертого поколения буквально ворвались на уже вроде бы успокоившийся после недавних экономических потрясений телекоммуникационный рынок. В результате внимание специалистов и журналистов снова обратился в сторону немного уже позабытой темы конвергенции.
Но конвергенция дней нынешних заметно отличается от того, что называлось конвергенцией всего лишь несколько лет назад, и дело тут не только в том, что события разворачиваются уже на новом – более высоком - уровне технологического прогресса. По всей видимости, пришел тот момент, когда решение задачи слияния возможностей и функционала интересует не только операторов фиксированной связи, которые с каждым днем испытывают все более серьезные затруднения с удержанием имеющихся абонентов и привлечением новых. К объединению стремятся практически все заметные игроки рынка электросвязи: от производителей аппаратуры до системных интеграторов, от операторов электросвязи до корпоративных заказчиков.
Вмесите с тем, Международный союз электросвязи уже не первый год объясняет своим участникам, что конвергентные процессы необратимы, что они постепенно стирают границы между различными радиослужбами, и что уже не за горами то время, когда сигналы, несущие информацию различных радиослужб – фиксированных и подвижных, наземных и спутниковых, радиовещательных и радионавигационных - сольются в единый информационный поток, передаваемый при помощи единой платформы по единой инфраструктуре.
Сегодня мы стоим на пороге принятия совершенно новых решений, которые имеют мало общего с бытовавшими в свое время идеями соединить фиксированную связь с мобильной. Нынешнее видение конвергенции рисует ее как объединение широкополосной фиксированной связи с не менее широкополосной подвижной, к которому добавлена сотовая телефония, цифровое радиовещание, глобальное позиционирование и мобильное телевидение. И только благодаря этому единению, абонент конвергентной сети может получить сервисный пакет, обладающий абсолютно новыми потребительскими качествами, который будет предоставляться по единому номеру, в любом месте сети, для терминала любого типа. Совершенно очевидно, что такие услуги невозможно предоставлять по сетям сегодняшней архитектуры, в которых подвижная и фиксированная телефония, широкополосный доступ и телевидение передаются по отдельным каналам, живут собственной жизнью, а для своего приема требуют различных оконечных устройств.
 
Нам не дано предугадать…
 
Вновь хочу обратить внимание читателя на пророчества 1994 года, вписанные в государственный документ с красивым названием «Концепция». Эта бумага не родилась в одночасье, над этими прогнозами честно трудились экономисты и ученые, чиновники и международные эксперты. Это – не просчет и не результат незнания ситуации, это - пример ошибочного «предвидения». На мой взгляд, он изумительно точно иллюстрирует тезис о том, что мы, опираясь на сегодняшние наши познания, просто не в состоянии увидеть завтрашний день телекоммуникаций.
Говорят, что в средневековой Англии за ошибочный прогноз погоды полагалась смертная казнь. Это неудивительно – для моряков островного государства мореплавание было настоятельной необходимостью, а точное знание погоды снижало возможные риски небезопасных походов. Сегодня, листая интернет-страницы, на которых многочисленные эксперты с легкостью раздают направо и налево прогнозы о завтрашнем дне радиосвязи, поневоле удивляюсь россыпям идей и, если честно, не рискую ни соглашаться с ними, ни спорить…
Хотя, если опять-таки, оглянуться назад, то в истории, как в зеркале заднего вида, мы сумеем рассмотреть, что те операторы, которые во время «центростремительного» этапа нашей истории «вошли в коалицию» и, отказавшись от «незалежности» стали частичкой МТС, «Мегафона» или «Билайна», продолжают уверенно развиваться, наращивать объемы услуг и пользоваться доверием абонентов. А вот те немногие, кто сохранил статус «отдельно взятых единиц» почему-то находятся в постоянной оппозиции и к регулятору, и к «большой тройке», и вообще ко всем операторам, выходящим на рынок с сетями новых технологий. Они бесконечно судятся то с ГКРЧ, то с Россвязью, то Роскомнадзором. И эти их совершенно непрофильные занятия как-то отодвинули на второй план заботу об абоненте. А стремление любой ценой получить спектр для 4G мешает взглянуть на вещи здраво и увидеть, что ни в одной стране мира еще не выдавали лицензий LTE на отдельно взятую провинцию, штат или иную административно-территориальную единицу географического пространства.
 
Если с другом вышел в путь
 
Если урок истории все же выучить, то можно понять, что сегодня, когда предстоит внедрять действительно глобальные стандарты широкополосной подвижной связи, центростремительные силы вновь возьмут верх над центробежными. И в этой гонке победит тот, кто в правильное время выберет правильных попутчиков. Скорее всего, мы еще не раз и не два услышим о том, что операторы объединяют усилия. Очень непросто осваивать этот рынок в одиночку. Слишком дорого по отдельности платить за конверсию спектра. Чересчур долго строить собственные сети нужной пропускной способности. Следовательно, объединяться операторы будут. Это – ясно. Неясно только, в каком составе мы увидим эти объединения, и какими будут цвета их логотипов.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов