4 июля '11

Дискуссия о роуминге


Игорь Чесноков

ИА «Интегрум», руководитель отдела маркетинга и аналитики

 Особенности национального рынка сотовой связи

Вопрос о роуминге в Российской Федерации является заслуживающим внимания по многим причинам. Если смотреть на вопрос широко, мысля категориями не только бизнеса, но и памятуя о запросах общества, развивающегося вместе с экономикой, то становится заметна значимость той дискуссии, которая, наконец, началась.
Исторически, размеры России были источником большого количества как преимуществ, так и недостатков, которые оказывают влияние на наш рынок и социум сейчас, после вступления мира в эпоху так называемого «информационного общества». Значительные территории это сельскохозяйственные угодья, ископаемые ресурсы, энергетика колоссальные возможности для развития человеческого капитала и так далее. Но, вместе с тем, это и инертность вместе с разрозненностью, существенные затраты на логистику, сложности при построении единого культурного пространства. Особое внимание следует уделить логистике информации.
В настоящее время принято представлять информацию как наиболее ценный ресурс постиндустриальной экономики. Это так, но информация в любой ее форме была наиболее ценным ресурсом для человечества всегда. Точкой отсчета можно считать первый случай осознанного обмена какой-либо информацией между прародителями современного человека как вида. Именно исторически обусловленное территориальным фактором отсутствие возможности оперативно распространять и обрабатывать входящую информацию предопределило догоняющую роль России во многих аспектах социально-экономического развития в сравнении с другими государствами Старого Света.
Не нужно недооценивать этот вопрос и сейчас, когда спрос на современную и максимально эффективную логистику информации в масштабах государства и прилегающих страх выражен как никогда раньше. Ставшая притчей во языцех модернизация и последующий пересмотр роли России в системе международного разделения труда, объявленные национальным приоритетом, невозможны без обеспечения качественной и доступной связи на всей территории государства.

Роуминг и страновые особенности
 
Национальная специфика российской сотовой связи по сравнению с развитыми странами характеризуется всего несколькими тезисами, которые, в целом, отражают и общую ситуацию отечественной экономики.
Например, как горизонты планирования российского бизнеса ограничены, так и отношения с потребителями строятся, исходя из оперативных и тактических соображений, а не стратегических, как это распространено в ЕС и США, а также в Японии. На практике это выражается в отсутствии тарифных планов, подталкивающих пользователя к долгосрочному сотрудничеству с сотовым оператором. Хорошим примером можно считать реализацию iPhone, «залоченных» на определенного оператора. Пользователь приобретает субсидируемый аппарат за выгодную цену, при этом в той или иной форме обязуясь быть клиентом оператора на протяжении длительного периода времени. Отступление от данной схемы карается ощутимыми штрафами. Экономия при сотрудничестве «на перспективу» велика, но при покупке SIM-карты на короткий срок потребитель рискует потратить за весьма короткий срок значительную сумму. Это, преимущественно, и предопределяет отзывы российских потребителей, имевших опыт общения с зарубежными телеком-операторами. Следует также отметить, что в той или иной форме такие подходы преобладают, и являются неотъемлемой часть телекоммуникационного рынка развитых государств.

 


Как горизонты планирования российского бизнеса ограничены, так и отношения с потребителями строятся, исходя из оперативных и тактических соображений, а не стратегических, как это распространено в ЕС и США, а также в Японии

 
В России дела обстоят несколько иначе - SIM-карты зачастую являются расходным материалом, и количество только активных уже превысило 220 млн, что весьма показательно. Присутствие долгосрочных тарифов минимально, о привязке аппаратов к конкретному оператору население слышало лишь при покупке «разлоченных» телефонов с внешних рынков. В такой ситуации есть и преимущества, бенефициаром которых является рядовой потребитель. Главное из них - относительно низкие цены на связь «здесь и сейчас». Как уже было сказано выше, приобретая SIM-карту на месяц, полгода или год, и при этом манипулируя новыми тарифами, потребитель может израсходовать меньше средств, чем в ЕС и США.
Впрочем, первый шаг по отношению к строительству долгосрочных отношений с клиентами телекоммуникационный рынок сделал в лице компании Yota, которая провела санацию клиентской базы, и представила новую клиентскую политику, где наиболее выгодная схема подписки предполагает под собой годовую предоплату.
Второй аспект, который заслуживает внимания, - та самая территориальная составляющая, которая позволяет реализовывать достаточно специфическую схему внутристранового роуминга. Определенные основания для такого подхода есть, поскольку современная Россия являет собой федеративное государство. С другой стороны, максимальная интеграция информационного поля продолжает являть собой одну из наиболее ярко выраженных потребностей современного общества государства. Понимание этого, очевидно, присутствует и в среде законодателей, которые проявляют к данному вопросу все большее внимание. Речь идет о законодательном запрете на отмену платы за входящие звонки во внутрисетевом роуминге. Как и всегда при реализации подобных инициатив, особое значение имеет тесная кооперация и обмен мнениями между всеми сторонами процесса. Однако, удобная для обоих сторон позиция пока не найдена.
 
Мнение РСПП
 
Как стало известно недавно, участники комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по телекоммуникациям и информационным технологиям отвергают идеи регуляторов в части государственного регулирования цен на внутрисетевой роуминг. Особые опасения предпринимателей вызывает возможное законодательное закрепление бесплатных входящих звонков в роуминге. Об этом прямо заявил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

 


С финансовой точки зрения вмешательство государства в вопросы ценообразования роуминговых услуг не несет ощутимых потерь для сотовых операторов. Большую озабоченность бизнеса вызывает принципиальный характер такой инициативы

 
Влиятельный политический и общественный деятель направил письма с описанием своей позиции в Федеральную антимонопольную службу, Минэкономразвития, Минкомсвязи, а также в Комитет по информационной политике, информтехнологиям и связи Госдумы.
Претензии вполне обоснованы, поскольку новация регуляторов так или иначе приведет к пересмотру бизнес-модели, пусть и частичному. А бремя восполнения потребности в сохранении показателей финансового потока неизбежно распределится по всей абонентской базе оператора. Александр Шохин аргументирует свою позицию тем, что в числе потребителей, которых затронет рост тарифов, неизбежно окажутся и наименее платежеспособные люди, для которых потребность в бесплатных входящих во время роуминга фактически отсутствует.
Официальное подтверждение об отправке таких посланий уже есть, однако, ответ профильных структур, пока не поступил. Аналогичная ситуация складывается и в отношении комментариев частных представителей ведомств из выше обозначенного списка - пока по данному вопросу нет любых, даже самых осторожных комментариев.
Между тем, инициатива продвинулась достаточно далеко. Так, соответствующие поправки в закон «О связи», были внесены депутатом Максимом Коробовым еще в январе 2011 нынешнего года. За это время инициатива успела получить поддержку таких структур как ФАС и Минкомсвязи. Сторонники данной идеи оперируют аргументами, в соответствии с которыми российский роуминг является изобретением российских же операторов, что никак не коррелирует с общеевропейской практикой работы сотовых операторов. Представители последних, в свою очередь, вполне обоснованно указывают на то, что операторы остальных стран Европы изначально закладывают в стоимость своих услуг роуминг. Отдельной позицией упоминается и общее влияние данной инициативы, т.е. сложность структуры бизнеса сотовых операторов повлечет за собой изменения во многих сегментах предоставляемых услуг.
Минусом для сотовых операторов можно считать их закрытость в части предоставления информации о реальной доле доходов от входящих звонков во внутреннем роуминге. Экспертные оценки данного показателя варьируются в диапазоне 2-6%, что нельзя отнести к критическим значениям. Равно как и к ощутимым, в случае равномерного распределения нагрузки между абонентской базой.
Очевидно, что с финансовой точки зрения вмешательство государства в вопросы ценообразования роуминговых услуг не несет ощутимых потерь для сотовых операторов. Большую озабоченность бизнеса вызывает принципиальный характер данной инициативы. Ведь за одной мерой может последовать другая, интерпретация которой будет нести еще более ярко выраженный социальный подтекст. Чем больше времени проходит, тем ближе выборы, а следовательно, спрос на подобные инициативы со стороны истеблишмента будет расти. Последствия такой деятельности могут быть нивелированы спустя относительно короткое время после начала нового, более длинного политического цикла. Но бизнес, тем не менее, может понести издержки как финансовые, так и репутационные.
Если же изучать ситуацию в позитивном ключе, можно обнаружить, что она открывает новые возможности для кооперации между бизнесом и государством, которая позволила бы существенно продвинуться в части решения наиболее важных для современной России проблем. Безусловно, прямые сравнения России с остальными европейскими государствами в обозначенном контексте некорректны, поскольку большая территория предполагает строительство больших магистральных сетей. При этом практика совместного возведения инфраструктуры операторами пока не получила в РФ должного распространения.
С другой стороны, не следует отрицать наличие ярко выраженного спроса на постепенную, но необратимую интеграцию тарифного пространства со стороны многогранного российского общества и бизнеса.
Сама ситуация с обменом подобными мнениями между регуляторами и РСПП позволяет делать выводы о том, что диалог между властями и крупным бизнесом уже налажен. Но совсем не в тех масштабах, в которых это было бы целесообразно. Поскольку наше молодое государство вступает на новую ступень развития, наличие устойчивой связи и взаимопонимания между властью и бизнесом является условием успешного перехода на новую ступень. Поиск решения, между тем, остается открытым вопросом. Будет ли это частичное либо полное субсидирование социально-ориентированных проектов, или распространение получат другие модели, не так важно. Принципиальное значение имеет не количество высланных друг другу писем с протестами, а наличие консолидированной позиции, и достижение поставленных задач с получением новых возможностей для общества России и новых бизнес-результатов для телекоммуникационных операторов.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов