17 ноября '10

Построить без проекта


Анастасия Крылова

Парк.Ру, аналитик

 

О деятельности Правительственной комиссии по внедрению ИТ в госорганах
 
Процесс внедрения информационных технологий в российском государственном управлении до недавнего времени шел практически спонтанно. До сих пор не существует единого плана развития «государственных информационных технологий», а в отсутствие этого плана и концепции «электронного государства» попытки такое государство построить больше похожи на бессмысленные метания. Задача создать такую концепцию и проконтролировать ее претворение в жизнь и ложится на Правительственную комиссию по внедрению информационных технологий в государственных органах.
 
Роль главного регулятора российских информационных технологий на данный момент выполняет Минкомсвязи, функции по регулированию ИТ-деятельности в рамках этого министерства осуществляются Департаментом государственной политики в области информатизации и информационных технологий. Управления, связанные с регулированием ИТ-сферы, созданы и при других федеральных органах исполнительной власти: ФАС, МВД, и др., в чью компетенцию входят отдельные аспекты информационных технологий.
Со стороны исполнительной власти сферу информационных технологий регулирует Комиссия правительства РФ по внедрению информационных технологий в государственных органах. В рамках Госдумы и Совета федерации также присутствуют комитеты по информационным технологиям, однако их роль скорее рекомендательная, реального регулирующего воздействия они не имеют.
Комиссия правительства РФ по внедрению информационных технологий в государственных органах была создана как орган, цель которого обеспечить скоординированную работу законодательной и исполнительной власти в области внедрения ИТ в работу госслужб.
Комиссия была сформирована в феврале 2010 года, когда в нее была передана часть функций существовавшей с 2008 года Правительственной комиссии по федеральной связи и информационным технологиям, с целью координации внедрения ИТ-решений в государственных органах. Ее председателем стал руководитель Аппарата правительства РФ Сергей Собянин. Это назначение не было связано с особыми заслугами Собянина в деле информатизации: по устоявшемуся порядку главой правительственных комиссий чаще всего становится глава аппарата российского правительства.
Главной задачей Комиссии является разработка концепции государственной политики в сфере развития и использования ИТ в государственных органах. На Комиссию также возлагается задача по разработке и реализации мер по расширению использования информационных технологий – как для решения внутренних задач госорганов, так и для взаимодействия госорганов с гражданами.

 

 

 

 


В отличии от Собянина Володин не является хорошим аппартачиком, организационных заслуг у него мало. Назначение Володина на пост руководителя Аппартата является, по-видимому, следствием кадрового дефицита, а не взвещенным политическим решением

 
Помимо этого, у Комиссии есть и направленные вовне задачи, так она должна принимать участие в разработке концепций и планов по развитию сферы ИТ и информационного общества в целом, а не только в части информатизации работы госорганов. Еще одним направлением работы Комиссии стали разработка и контроль финансового и правового обеспечения развития информационного общества. Тем не менее, все эти обязанности носят скорее концептуальный, чем конкретный характер. Более предметны возложенные на Комиссию задачи по координации действий федеральных органов исполнительной власти и органов власти на местах по претворению концепции информатизации госструктуры в жизнь.
Минфину и Минкомсвязи было поручено учитывать рекомендации и экспертные оценки Комиссии в части, касающейся бюджетов, выделяемых на ГосИТ.
С момента формирования Комиссии ей был также придан совет главных конструкторов по использованию информационных технологий в госорганах, а также совет по региональной информатизации, состав которого комиссия должна была сформировать.
Первоочередной задачей Комиссии стало участие в разработке концепции системного проекта формирования инфраструктуры электронного правительства. Этот документ сейчас проходит согласование в Правительстве. Именно эта концепция в полной мере должна определить основные направления деятельности Комиссии.
Комиссия была создана уже после внедрения наиболее известного из проектов в области «государственных ИТ» – сайта gosuslugi.ru, зато успела поучаствовать в другом существенном проекте ИТ-тематики: создании законопроекта «Об электронной подписи», в который комиссия предложила ряд поправок, касающихся аккредитации удостоверяющих центров и видов ЭЦП, которые затем были приняты в Госдуме.
В рамках контролирующих функций Комиссия проводила слушания отчетов руководителей министерств и ведомств по внедрению информационных технологий в деятельность подведомственных им структур.
В этой сфере выделяется разработанный с участием Комиссии пилотный проект по переводу государственных услуг в электронный вид с использованием единой электронной карты. Опыт Башкортостана, впервые реализовавшего подобный сервис, планируется в тестовом режиме внедрить в Татарстане и Астраханской области.
Под руководством Сергея Собянина комиссия также успела утвердить состав регионального совета и совета главных конструкторов.
Самым интересным и предметным результатом деятельности Комиссии можно назвать ее переход на специальное программное обеспечение, позволившее полностью отказаться от использования бумажных документов во время заседаний. Возможно, эта практика постепенно будет внедряться в других органах управления, но пока Комиссия стала ярким примером претворения в жизнь прогрессивных с точки зрения ИТ решений.
Собственно, на этом предметная деятельность комиссии заканчивается.
Возможно ли оценить работу комиссии, просуществовавшей менее года, в ситуации, когда ее деятельность носит рекомендательный и координационный характер? До сих пор не принят основной документ, определяющий цели и задачи Комиссии, поэтому ее работа пока сводится лишь к неким частным эпизодам деятельности в области законотворчества и управления.
Успешность итогов работы самой Комиссии на данном этапе зависит от успешности деятельности других органов власти, которые она контролирует, а о каких-либо итогах информатизации российского правительства говорить пока рано в силу отсутствия основной концепции этого процесса. Для того чтобы оценить эффективность законопроектов, в разработке которых принимала участие комиссия по государственным ИТ, требуется значительное время.
Основным промежуточным итогом работы комиссии можно посчитать решение о внедрении проекта единой электронной карты в ряде регионов и планы по дальнейшему распространению этого опыта на всю Россию. На данный момент «электронная карта» – это одна из самых успешных разработок в деле государственных ИТ, и то, что она не осталась без внимания, факт, безусловно, положительный.

 

 

 

 


Можно ожидать, что довольно динамичный темп в работе Комиссии, который удалось задать Сергею Собянину, будет утерян. Не исключено, что именно с этим связана и задержка рассмотрения плана по переходу на электронное лицензировнаие

 
Еще одна немаловажная часть работы Комиссии связана с рассмотрением планов перехода на электронное оформление лицензий для лицензируемых видов деятельности. Проект такого плана должен был подготовить и до 1 ноября представить на рассмотрение МЭРТ, однако пока информации о рассмотрении этого плана в Комиссии пока нет.
На данный момент нельзя говорить и о том, что работа комиссии была неудовлетворительной. За время ее существования не было реализовано таких крупных проектов, как запуск портала gosuslugi.ru в декабре прошлого года, но не было и крупных провалов и откровенно неудачных проектов.
За время работы руководителем Аппарата правительства Сергей Собянин зарекомендовал себя как деятельный человек, это качество нашло отражение и в стиле его руководства Комиссией. С момента создания Комиссии к ее работе привлекались не только представители министерств и департаментов, но и представители бизнес-структур, эксперты, которые приняли участие в обсуждении проектов по информатизации.
Уход Собянина с поста руководителя Комиссии связан с его заступлением на должность мэра Москвы. С точки зрения позиции Комиссии в структуре правительства, с назначением ее руководителем Вячеслава Володина изменится немногое: основной должностью Володина, как и его предшественника, стало руководство Аппаратом правительства РФ.
С другой стороны, в отличие от Собянина, Володин не является хорошим аппаратчиком, организационных заслуг у него мало. Прежний опыт деятельности Володина на посту секретаря президиума «Единой России» можно отнести скорее к политическому, но никак не к аппаратному, навыков руководства у него немного. Назначение Володина на пост руководителя Аппарата является, по-видимому, следствием кадрового дефицита, а не взвешенным политическим решением.
В текущей ситуации, Вячеславу Володину придется вникать и разбираться в сложном механизме работы Аппарата правительства, в такой ситуации работа в качестве руководителя различных правительственных комиссий надолго отойдет на второй план.
Заместитель председателя Комиссии, Сергей Щеголев, не имеет достаточного влияния в структуре правительства, чтобы поддерживать работу Комиссии в условии слабой вовлеченности в ее работу председателя.
В связи с этим можно, к сожалению, ожидать, что довольно динамичный темп в работе Комиссии, который удалось задать Сергею Собянину, будет утерян. Не исключено, что именно с этим связана и задержка рассмотрения плана по переходу на электронное лицензирование.
Чего ожидать от работы Комиссии в дальнейшем?
Самым существенным долгосрочным проектом Комиссии остается дальнейшая разработка системного проекта формирования инфраструктуры электронного правительства, после того как он пройдет согласование в Правительстве. После утверждения этого проекта деятельность Комиссии примет более целенаправленный характер, так как именно на нее ляжет контроль над претворением в жизнь данной концепции.
Хотелось бы надеяться, что утвержденный проект позволит Комиссии эффективно аккумулировать уже накопленный в регионах опыт внедрения различных информационных технологий, а не просто «спускать сверху» не всегда жизнеспособные планы «всеобщей информатизации».
Пока проект концепции не утвержден, Комиссия продолжит участие в обсуждении и подготовке законопроектов, касающихся внедрения информационных технологий в государственную деятельность, весьма существенным здесь является уже упоминавшийся переход на электронные формы лицензирования.
Важно, какие выводы сделает Комиссия по итогам пробного внедрения проекта «электронной карты», этот проект кажется наиболее перспективным в деле построения взаимоотношений гражданина и государственных учреждений. Хотелось бы, чтобы было принято решение о его дальнейшей разработке и внедрении уже во всероссийском масштабе.
Важной задачей остается внедрение систем электронного документооборота в самом Правительстве и министерствах.
Хотелось бы также ожидать, что Комиссия по-прежнему будет подавать пример властным структурам, первой переходя на более высокотехнологичные способы работы. Первый шаг к этому уже был сделан при Сергее Собянине, а сможет ли Комиссия по-прежнему быть флагманом в этом и последуют ли за ней другие департаменты, – вопрос пока открытый.

 







© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов