22 июня '10

Проблемы на завтра


Игорь Чесноков

ИА «Интегрум», руководитель отдела маркетинга и аналитики

МГ/МН-операторы: тренды и государственное регулирование

 
Одной из наиболее актуальных проблем развития экономики Российской Федерации, а также постсоветского пространства, является слабое развитие законодательства и отсутствие отработанной практики деятельности регуляторов. Особо важна данная тема в контексте инновационных и технологических рынков. Государственный контроль и работа, направленная на создание цивилизованных условий ведения бизнеса в отношении «традиционных» отраслей экономики, в данном отношении имеет более прочные позиции.
 
Сложившаяся на рынке ситуация обусловлена тем, что заранее наработана правовая база, пусть зачастую устаревшая, но, тем не менее, обеспечивающая минимальный уровень качественного регулирования определенных секторов экономики. Например, тяжелой и добывающей промышленности. У технологического и инновационного бизнеса ситуация иная, - законодательная практика в большинстве случаев просто не поспевает за рынком. В результате этого возникает целый комплекс проблем, обладающих отложенным влиянием, а именно:
  • Сдерживание темпов развития отрасли – отсутствие нормативного регулирования автоматически ставит компании, развивающие новые технологии, в незаконное положение. В таких условиях предприятия вынуждены идти на осознанный риск. Другая сторона данной «медали» проявляется в слабом развитии механизмов лицензирования и распределения активов государства, необходимых для ведения бизнеса. Подразумеваются административные барьеры для выхода на рынок, обусловленные спецификой бюрократической системы, а также конфликты, которые могут возникнуть при распределении частотного диапазона.
  • Создание рисков для злоупотреблений – слабо развитое и «дырявое» законодательство позволяет участникам рынка манипулировать аспектами налогообложения, а иногда и взаиморасчета. На первый взгляд такая ситуация позволяет предприятиям отрасли упрочить собственное финансовое положение, используя несовершенство правовой системы. Однако уже в среднесрочной перспективе такая ситуация создает риски для развития бизнеса. Возникают сложности уже в тот момент, когда государство, наконец, замечает проблему и берется за ее решение. Следуют достаточно оперативные действия, а последствия их могут быть тяжелыми, поскольку меняется структура рынка и подходы к ведению бизнеса, сформированные в условиях нездорового правового климата. Подобную ситуацию можно было наблюдать не так давно на рынке платежных терминалов, когда владельцев последних обязали установить на них фискальные устройства.
   


 

Бизнес часто заинтересован в том, чтобы сохранялись «дыры» в законодательстве, чтобы максимизировать прибыль. Государство, в свою очередь, не замечает проблему, пока она не примет поистине государственные масштабы. В таких условиях можно лишь ждать, пока интересы сторон уравновесятся в процессе равноправного диалога

 
 
Ответственность за проблемы такого рода государство обычно возлагает на бизнес, а бизнес - на государство. В действительности, сам факт наличия сложностей, обозначенных выше, наглядно демонстрирует, что механизмы сотрудничества между властью и рыночными компаниями по-прежнему нуждаются в улучшении. Бизнес часто заинтересован в том, чтобы сохранялись «дыры» в законодательстве, чтобы максимизировать прибыль. Государство, в свою очередь, не замечает проблему, пока она не примет поистине государственные масштабы. В таких условиях можно лишь ждать, пока интересы сторон уравновесятся в процессе равноправного диалога. Предпосылки для этого есть. Пока же можно наблюдать за тем, как появляется очередная иллюстрация данной тенденции. На этот раз на рынке международной и междугородней связи, где регулирование также отстало от актуальной действительности.
 
«Схема»
 
Рефайл – это специфический процесс коммутации, при котором связь между абонентами устанавливается не напрямую, а проходит через посредников для того, чтобы снизить затраты. Для абонентов это выражается в том, что принимающий звонок не видит номера источника. Вместо этого устройство обычно отображает либо сторонний номер, либо «анонима».
Такой подход одинаково применяется как для международных, так и для местных звонков. Естественно, при наличии соответствующего оборудования, такого как шлюзы. Хорошим примером «промышленного» рефайла может считаться украинская практика, когда отдельные компании часто направляли дорогой международный трафик под видом местного на сети других операторов. При этом больше всего пострадал «Укртелеком», крупнейшим акционером которого является государство с долей 92,86%. Когда выяснилось, что в результате применения данной схемы рыночными игроками государственная компания недополучила около 10% (80 млн гривен) от поступлений за услуги международной связи, рынок начали регулировать. В частности, в начале июня Национальная комиссия по регулированию связи Украины утвердила новые разъяснения относительно деятельности операторов международной и междугородней связи, которая призвана свести манипуляции с трафиком к минимуму.
Документация приведена в соответствие с принятыми в начале текущего года новыми лицензионными условиями для операторов фиксированной телефонии. Основным тезисом данной документации является принцип «технологической нейтральности». Теперь условия работы на данном рынке унифицированы для всех, вне зависимости от технологии, которая используется. Единые требования к сетевому оборудованию позволят пропускать каждый из трех видов трафика (междугородний, международный, местный) отдельно.
    


 

Пока на территории Украины государство пытается всячески защитить государственного оператора от IP-телефонистов при помощи лицензирования, российский рынок развивается несколько иным путем. На протяжении последнего времени можно наблюдать значительную либерализацию. Более того, внимание государства к рассматриваемому сегменту преимущественно направлено на повышение динамики конкуренции

 
Соответствующим образом возросла и ответственность. Теперь участники рынка уже не могут объяснить свои действия путаницей в нормативных актах. Соответственно, рефайл становится серьезным экономическим преступлением не только в международной практике, но и на постсоветском пространстве. В том числе и на территории РФ.
 
Тренды российского рынка
 
Что касается проблемы рефайла на российском рынке, то данная тема вполне может получить развитие уже в течение ближайшего времени. Очевидно, что ряд региональных игроков активно применяет данное решение. Следует отметить, что в отношении российской практики ситуация с явными потерями аффилированных с государством компаний будет в большей степени размыта. Соответственно, и внимание регуляторов к данному вопросу может запоздать.
Пока на территории Украины государство пытается всячески защитить государственного оператора от IP-телефонистов при помощи лицензирования, российский рынок развивается несколько иным путем. На протяжении последнего времени можно наблюдать значительную либерализацию. Более того, внимание государства к рассматриваемому сегменту преимущественно направлено на повышение динамики конкуренции.
Например, Минюст России зарегистрирован приказ Министерства связи и массовых коммуникаций, в соответствии с которым количество операторов междугородней и международной связи будет увеличено с 8 до 15 компаний. С действительными участниками рынка вступают в конкуренцию операторы «большой тройки» и не только. На рынок выходят «Билайн», «Мегафон», МТС, а также «О.С.С.-Телеком», «ОптиТелеком», «Мобифон-2000» и ООО «КОННЭКТ».
Выбор между операторами пользователи смогут сделать с помощью различных кодов. Регулятор рассчитывает, что расширение списка операторов будет способствовать повышению конкуренции и улучшению качества абонентского обслуживания. При этом представители Минкомсвязи не исключают, что в ближайшем будущем список операторов еще расширится. В настоящее время приказ ведомства вступил в действие.
Также присутствует информация и о нерыночных способах борьбы за рынок. В частности, об инициативе, реализация которой могла привести к «запрету Skype». Данная тема была широко растиражирована блогерами и СМИ. На практике процесс имел менее угрожающий характер. В настоящее время существует положение о создании рабочей группы, которая будет заниматься подготовкой предложений, касающихся нормативно-правовой базы работы IP-телефонии на территории страны. Данная группа будет закреплена в составе комиссии по телекоммуникациям и информационным технологиям Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
Тогда спорный характер инициативы выяснился непосредственно на заседании. Одним из аргументов был факт бурного развития рынка IP-телефонии, который значительно опережает услуги голосового трафика. Представители рынка ожидают, что к 2012 году 40% трафика в России будет приходиться на IP-телефонию. При этом нормативно-правовая база для регулирования данного рынка фактически отсутствует. Таким образом, в очередной раз создается ситуация, грозящая растущему рынку «ударом в спину». При этом отечественные поставщики решений в части IP-телефонии в данный момент на рынке не представлены. Серьезных предпосылок для развития оных также нет.
Оценивая вероятность запретительных мер в отношении рассматриваемого сервиса, следует учитывать актуальную позицию государства по данному вопросу. Очевидно, что прямой запрет крупнейшего игрока зарубежного происхождения неизбежно скажется на качестве обслуживания абонентов, даже если начнется «импортозамещение».
 
Перспективы
 
Обобщая тренды, господствующие в настоящий момент на российском рынке, следует отметить, что в целом ситуация располагает к повышению внимания регуляторов к рассматриваемому сегменту. Вопросы контроля злоупотреблений при работе с трафиком и многие аспекты IP-телефонии по-прежнему не регламентируются должным образом, что создает риски как для государства, так и для бизнеса. В контексте национальных интересов актуальны вопросы налогообложения и безопасности. Компании, в свою очередь, заинтересованы в наличии развитой правовой базы уже на текущем этапе развития. Это обусловлено тем, что в условиях качественно регламентируемого рынка соответственно развивается более качественная конкуренция, от которой в конечном итоге выигрывают все задействованные в процессе стороны, а именно: государство, бизнес и потребительское сообщество.
Также значимость данного вопроса подчеркивается усилиями регуляторов, направленными на повышение динамики конкуренции рынка. Эта своевременная и полезная для экономики инициатива в случае успешной реализации приведет к выходу на рынок новых предприятий, которые будут конкурировать с представленными в данный момент участниками. Для того, чтобы данный процесс протекал без риска возникновения структурных дефектов на рынке, реализация комплексных мер по регулированию рынка междугородней и международной связи должна быть инициирована уже сейчас.






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов