29 января '10

№31 В ФОКУСЕ. Капитальные трубки. Сотовые ритейлеры выходят на биржу


Заглушко Виктор

"Современные телекоммуникации России",

Бизнес, некоторое время назад очнувшийся от последствий кризиса и ставший (во многих своих обличиях) благодаря этой же злополучной коллизии более эффективным, осваивает новые пространства. А зачастую – даже не новые, а «хорошо забытые старые». Одна из таких территорий – биржа. Корпорации постепенно подтягивают свои акции на рынки капитала и, пусть пока еще оглядываясь за спину, все же потирают руки в ожидании грядущих прибылей. Естественно, в стороне от подобных процессов не мог остаться российский сотовый ритейл – потерявший в 2009-ом, постепенно стабилизирующий свои позиции и уверенный, что будущее – успешно.


Немного о глобальном
Ожидается, что в развивающихся странах группы BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай) капитализация бизнеса будет расти куда быстрее, чем в развитых государствах Европы. За последние 9 лет объемы инвестиций в такие страны увеличились, что интересно, в 9 раз. Если в 1999 году сумма вложений составляла $64 млрд, то в 2008 году – уже $563 млрд. Хотя от общего объема инвестиций во всем мире эта сумма составляет около 11%, вклад государств BRIC в мировой ВВП – около 40%, и постепенно разрыв между суммами будет уменьшаться за счет перемещения капитала из развитых стран в развивающиеся.
Говоря о наступившем 2010 годе, многие экономисты в качестве одной из важных тенденций называют выход (фактически – возвращение) крупных корпораций из различных отраслей на рынки капитала. Подчеркивается, что в 2009 году эта тенденция еще не даже намечалась, что вполне логично: кризис сделал свое дело, и становиться публичными для многих компаний было ну совсем ни к чему. Теперь налицо «прирост» биржевого сектора за счет крупных предприятий. Холдинг «Проф Медиа» провел среди инвестиционных банков тендер на организацию собственного IPO, планируя, по некоторым сведениям, разместить до 40% акций и получить не менее $1 млрд. Российским железным дорогам к IPO подготовиться порекомендовал Минтранс. РУСАЛ планирует провести эмиссию в размере 10% (при этом компания намеревается привлечь $2 млрд). Собирается осуществить IPO Оптовая генерирующая компания №1, а бумаги Института стволовых клеток человека уже появились на ММВБ – общим объемом на 15 млн руб.
По подсчетам специалистов, всего в 2010 году российские предприятия собираются привлечь около $50 млрд облигациями и до $15 млрд – акциями. Экономический климат стабилизируется, и компании ожидают рост потребительского спроса. Это потребует дополнительных инвестиций, но и принесет выгоду в перспективе. «Ситуация в финансовом секторе заметно улучшилась, ликвидность выросла, - отмечает Владислав Исаев, аналитик ИК «Финам». - Рынок капитала во всех его проявлениях постепенно «оживает». Вполне вероятно, что в среднесрочной перспективе сектор первичных размещений будет готов и к выходу компаний второго эшелона». Также специалисты заявляют, что, благодаря заметному снижению ставок на долговом рынке, рыночное заимствование становится все более выгодным, и многие предпочитают его, скажем, банковским кредитам. «Можно выделить общую тенденцию интереса к размещению ценных бумаг на бирже как со стороны крупных компаний, так и со стороны банков, которые восстанавливают ликвидность после кризиса. Первые, соответственно, готовы брать кредиты, а вторые - их давать», - добавляет Олег Леонов, коммерческий директор «Суммы-телеком».
 
Ритейл растет
На этом фоне очень вовремя и вполне логично увеличивается привлекательность для инвестиций российского рынка сотовой розницы. Этот сегмент рынка перспективен и, уверены многие, еще покажет рост в ближайшее время. Хотя большая часть рынка (60-70%) – в руках крупных игроков, и уровень консолидации очень высок, конкуренция на нем выглядит вполне здоровой.
И вот уже первые игроки – «Евросеть» и «Связной» - рвутся в бой, то есть – проводить IPO. Не сразу и наобум, конечно же, а с уже точно наметившимися перспективами: «Евросеть» - в 2011 году (о чем Александр Малис, президент компании, заявлял еще в декабре 2009 года), «Связной» - в перспективе в течение 2-2,5 лет (об этом также заявляет глава компании Максим Ноготков). Ожидается, что компании могут заработать до $900 млн («совместно»). Стоит отметить, что до этого сотовые ритейлеры не появлялись на рынках капитала, и тут у компаний есть шанс стать пионерами.
Александр Малис уверен, что, вопреки устоявшемуся мнению о том, что сотовая розница низкомаржинальна, в ближайшие годы в нее будут активно вкладывать. Гарантия этого – массовость, которая интересна инвесторам: та же «Евросеть» обладает общероссийской сетью салонов в количестве 3770, и располагаются они во всех основных значимых для бизнеса городах. Оператор планирует разместить на бирже от 30% акций, но о точном объеме первичного размещения пока говорить рано: его акционеры определят совместно. Где оно состоится пока также неизвестно, но поговаривают, что это может произойти в Лондоне. Все необходимые обсуждения, как заявил г-н Малис, состоятся к концу 2010 года, поскольку до этого момента должны быть оценены перспективы на различных рынках.
Эксперты разделяют оптимизм руководителя «Евросети». Константин Ермоленко, начальник отдела инвестиционного моделирования Брокерского департамента ИК «Энергокапитал» заявил: «Обе компании планируют проведение IPO не ранее 2011-2012 года. Конечно, за это время экономическая ситуация может измениться в любую сторону, но выход компании на открытый рынок всегда рассматривается как положительная тенденция. Это приводит и к повышению прозрачности бизнеса для инвестора, и к снижению стоимости долговых ресурсов для самой компании».
«Предполагаю, что упомянутые игроки могут быть успешными в этом начинании: во-первых, каждый уже построил обширную и довольно эффективную сеть, а во-вторых, компании заняли нишу не только в бизнесе, но и в сознании потребителя», - добавил Алексей Баров, директор по продажам «Tele2 Россия».
Ряд аналитиков говорит о том, что интерес к бирже для компаний обусловлен, прежде всего, долгами обоих ритейлеров. Константин Ермоленко выразил более оптимистичный взгляд на нынешнее положение компаний: «В настоящий момент финансовое состояние обеих компаний достаточно устойчивое, и острой потребности в финансировании нет. Однако в случае восстановления экономического роста компании будут заинтересованы в его привлечении, и проведение IPO - удачное решение этой задачи. Кроме того, в этом случае появится необходимость в финансировании оборотного капитала для удовлетворения возросшего потребительского спроса. Скорее всего, все получится, так как игроки показали очень неплохие результаты по итогам трех кварталов 2009 года и имеют определенный потенциал для роста». При более медленных темпах роста экономики возможно и более позднее проведение IPO – об этом говорят и эксперты, и сами игроки. Тем не менее, сама инициатива оценивается положительно.
Олег Леонов заявил о кратковременной эффективности выхода на IPO: «На мой взгляд, подобная инициатива будет успешной достаточно короткий период времени, в течение которого курс акций компаний будет расти, однако потом пойдет на спад». Дмитрий Уголков, заместитель генерального директора по исследованиям и маркетингу CIG, отметил, что «успешность IPO будет определяться тем, насколько четко и убедительно компании смогут изложить инвесторам перспективы своего развития в России». При этом основное влияние будут оказывать тренды рынка сотовой розницы, а они, в свою очередь, обуславливаются такими факторами как нормативно-правовое поле и поведение игроков рынка.
 
Кто прошлое помянет…
Не стоит забывать, что у обоих ритейлеров позади – действительно «кризисный» год, на который выпали серьезные испытания. В 2009 году продажи телефонов в России, согласно данным, озвученным «Евросетью», в штучном выражении снизились на 27%, до до 26,2 млн. Спрос на мобильные телефоны упал и те, кто все же покупал новые трубки, все чаще обращали внимание на «бюджетные» модели. Средняя розничная цена аппарата оказалась на 24% ниже показателей позапрошлого года (около $157). Самый низкий показатель рынок сотовой розницы показал в мае-июне года, когда относительно мая 2008 года результаты оказались хуже на 40%. 
В марте 2009 года партнеры компании - МТС - обвинили «Евросеть» в том, что та проводила политику переманивания клиентов к конкуренту. Ранее, в ноябре 2008 года «Вымпелком» выкупил 49,9% акций «Евросети», и именно в нем МТС увидали своего недобросовестного конкурента на территории салонов «Евросети». Потом прибавились и обвинения в том, что ритейлер не может обеспчить своевременное поступление денег на счет абонентов «Мобильных Телесистем». Прием платежей от абонентов МТС через салоны «Евросети» прекратился, и компании перестали сотрудничать, дополнив разрыв отношений взаимными финансовыми претензиями. В ноябре компании все же решили дело миром, и сеть салонов обязалась выплатить ежемесячными траншами остаток долга, составляющий 501 млн руб. Вернуться в салоны МТС не захотели, но конфликт был урегулирован. Компания переживала еще и внутренние перемены. В конце апреля стало известно о смене руководства компании, на место Сергея Ющенко пришел Александр Малис. А в начале октября было принято решение о закрытии ряда салонов в СНГ, поскольку те показали свою убыточность из-за специфики местных рынков. Было решено оставить филиалы на Украине, в Казахстане и Белоруссии.
ЗАО «Связной», бывшая дочерняя компания одноименного сотового ритейлера, перенесло процесс банкротства. Хотя представители ГК «Связной» уверяли, что судьба бывшей «дочки» никак не скажется на магазинах группы (поскольку фактически не относится более к ГК), на рынке событие поняли однозначно, расценив положение ритейлера как не самое радужное. Еще осенью 2007 года налоговая службы обвинила ЗАО «Связной» в неуплате НДС за 2004-2006 годы на сумму более 3 млрд руб. Инструментом махинаций назывались фирмы-однодневки, с помощью при помощи которых предприятие, как было заявлено, необоснованно заявляло вычеты по НДС. 2,750 млрд руб. составила кредиторская задолженность, налоговые претензии - 1,223 млрд руб. С налоговиками «дочка» «Связного» расплатиться не могла и в начале 2008 года подала заявление с просьбой признать себя банкротом. В июне Арбитражный суд Москвы признал обоснованными претензии на сумму около 2,750 млрд руб. И, хотя «Связной» и отрицал свою причастность к злополучному ЗАО (с 2006 года), объявил в том же месяце о готовности заплатить по долгам.
Нельзя не упомянуть, что для ритейлеров выходу на биржу предшествовало и расширение спектра услуг. Так, «Евросеть» осуществляет финансовые операции. С недавних пор в салонах ритейлера можно оформить договор обязательного пенсионного страхования с негосударственными пенсионными фондами. Пока к таковым относятся только «Норильский никель» и НПФ «Промагрофонд», но есть основания полагать, что и это направление расширится.  
 
И далее везде
В 2008 году выручка «Евросети» составила порядка 82 млрд руб. (без НДС и платы за связь). Потом начался кризис, несколько скорректировавший ход дел, но теперь, с возвращением благоприятной экономической конъюнктуры, ожидается, что в ходе IPO компания сможет привлечь до $500 млн. На данный момент капитализация компании составляет $1,5-2 млрд (по состоянию на лето 2009 года она составила $600-700 млн).
Основной акционер «Евросети» бизнесмен Александр Мамут, владеющий 50,1% предприятия, ищет нового инвестора для «Евросети». На данный момент, напомним, кроме Мамута акциями владеет «Вымпелком». «Процесс потихоньку идет, - заявил Александр Малис, - пока неясно, кто конкретно выступит в роли нового инвестора, но таковой планируется. В любом случае это решение акционеров».
«Связной», по некоторым сведениям, может разместить на бирже от 25% акций и, кажется, тоже смотрит в сторону Туманного Альбиона. От выхода на биржу капитализация компании может увеличиться на $400 млн. Впрочем, здесь из первых уст ничего услышать так и не удалось: сотрудники компании оказались столь увлечены революционными бизнес-свершениями, что не смогли дать комментарий.
Последует ли кто-либо за «биржевыми пионерами от сотового ритейла»? По этому поводу высказываются разные мнения. «Вряд ли кто-то еще из игроков, связанных с сотовым ритейлом, сразу последуют  за далеко вырвавшимися вперед «Евросетью» и «Связным». Скорее всего, они займут выжидательную и/или наблюдательную позицию», - заявил Дмитрий Уголков (CiG). С ним соглашается Константин Ермоленко: «Возможно, размещения будут проведены по результатам опыта «Связного» и «Евросети», но, в любом случае, это произойдет не ранее 2015 года. Остальные компании не могут похвастать значительной долей рынка, которая могла бы заинтересовать инвесторов». Но, возможно, кто-либо из лидеров рынка решится на подобный шаг. Владислав Исаев среди претендентов назвал РТК, подчеркнув, что это произойдет, «если у фирмы будут такие планы».
Насколько массовой станет тенденция выхода на биржу крупного телеком-бизнеса – покажет время, возможно, даже не самое ближайшее. А вот что выйдет из инициатив «Евросети» и «Связного» - мы сможем увидеть уже скоро. Ведь, хочется верить, глобальных катаклизмов на рынке не предвидится.






© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов