23 июля '08

№17 «Вымпелком» выходит на рынок Камбоджи

Сотовый оператор «Вымпелком» приобрел 90% акций компании Sotelco, владеющей лицензиями на оказание услуг мобильной связи в стандарте GSM-900/1800 в Камбодже. Компания планирует инвестировать в развитие $200 млн (в течение 4 лет) и в будущем рассчитывает продолжить экспансию в страны Юго-Восточной Азии. «Вымпелком» приобрел компанию Sotelco у своего акционера Altimo за $28 млн. Для коммерческого запуска в Камбодже потребуется около девяти месяцев. За 3-4 года «Вымпелком» намерен занять 20% рынка мобильной связи в стране и привлечь 2 млн абонентов, вложив развитие бизнеса $200 млн.

Стоит отметить, что уровень проникновения сотовой связи в Камбодже - 18%. Уровень ARPU в Камбодже такой же, как во Вьетнаме, - $10. Тарифы местных операторов выше, чем в России. На рынке связи Камбоджи работает пять сотовых операторов, один из которых является лидером, занимая две трети рынка.

Аналитики солидарны в том, что у «Вымпелкома» существуют широкие перспективы для развития на новом азиатском рынке. Они полагают, что в ближайшие 2-3 года компания будет бурно развиваться и, возможно, перешагнет 20%-ный барьер проникновения в уже существующий сотовый бизнес. Планируемые инвестиции аналитики считают вполне адекватными, хотя допускают возможность их увеличения, а затраты на внедрение на рынки Лаоса и Мьянмы приравнивают к затратам, связанным с выходом на рынок Камбоджи.


Эксклюзивные комментарии:

Игорь Чесноков, руководитель отдела маркетинга и аналитики
ИА «Интегрум»

«Вымпелком» имеет достаточно широкие перспективы для развития в Камбодже. Показатель проникновения сотовой связи в регионе на текущий момент чрезвычайно низок - всего 18%. Таким образом, озвученная цель компании (получение контроля над 20% регионального рынка в течение четырех лет) вполне достижима только за счет экстенсивного развития данной сферы услуг. В пределах ближайших 6-7 лет сотовая связь на территории Юно-Восточной Азии будет получать все большее распространение, что соответствующим образом скажется на росте абонентской базы. Следовательно, руководство «Вымпелкома» успело выбрать подходящий момент для того, чтобы обозначить свое присутствие в регионе. Залогом успеха может послужить продвинутый маркетинг и гибкая политика ценообразования, оптимизированная под требования развивающегося рынка. При этом озвученные объемы финансирования в размере $200 млн явно недостаточны для создания необходимой инфраструктуры. Сумма вложений будет пересматриваться в сторону увеличения, если руководство компании всерьез рассчитывает поспеть за рынком. В долгосрочной перспективе успех «Вымпелкома» традиционно будет зависеть от максимизации ARPU», - подытоживает эксперт. Что касается перспектив выхода «Вымпелкома» на рынки Лаоса и Мьянмы, то, по оценкам г-на Чеснокова, развитие сотовой связи в этих странах «находится на еще более низком уровне, чем в Камбодже, что соответствующим образом скажется на объеме инфраструктурных вложений. Объем базового бюджета для выхода на рынок каждой из этих стран вполне может составить $200 млн, однако данная сумма значительно увеличится по мере дальнейшего проникновения сотовой связи и ужесточения конкурентной борьбы».



Сергей Захаров, начальник отдела инвестиционного анализа аналитического департамента
ИФК «Алемар»

«Задача стать одним из лидеров сотового рынка Камбоджи для «Вымпелкома» вполне решаема. Конкуренция неравномерна (явный лидер контролирует две трети рынка, а остальная часть разделена между заметным количеством мелких игроков) при том, что уровень проникновения услуг весьма низок. Таким образом, неохваченная потенциальная аудитория еще велика, что снижает барьеры входа для нового игрока. Из развивающихся рынков можно вспомнить характерный пример Украины, где при гораздо большем уровне проникновения и «устоявшихся» долях рынка трех операторов приход четвертого игрока все-таки позволил ему получить существенную часть абонентской базы. Кроме того, «Вымпелком» выбрал верный момент для появления на рынке. Если сейчас проникновение сотовой связи в Камбодже оценивается в 18%, то, как правило, с рубежа 20% начинается относительно короткий период (2-3 года) очень бурного роста, который «Вымпелком» теперь не пропустит, и вполне способен занять второе место в стране», - прогнозирует аналитик. Говоря о затратах на продвижение этого проекта, г-н Захаров приводит следующие цифры: «Если ARPU в Камбодже сопоставим с российским ($10), затраты на привлечение абонента (SAC) также вряд ли выше наблюдаемых в РФ (сейчас достигают $30). Таким образом, непосредственно на привлечение 2 млн абонентов компания может потратить до $60 млн. С учeтом затрат на развeртывание сети планируемые инвестиции в $200 млн вполне реальны. Напомним, что начальные вложения во вьетнамский проект «Вымпелком» оценил в $267 млн, а в целом строительство сети обойдется в $1,8 млрд за 5 лет, что логично, учитывая более высокую конкуренцию во Вьетнаме и населенность страны, которая превышает камбоджийскую почти в 6 раз. При выходе «Вымпелкома» на мобильный рынок маленького Лаоса инвестиции оператора могут уложиться в $100 млн. А вот если компании удастся проникнуть в Мьянму, там затраты могут быть ближе к вьетнамским - порядка $1 млрд за 5 лет».








© 2006—2016 «Современные телекоммуникации России»
Копирование информации с сайта возможно только с разрешения авторов